В нашей стране активно развивается система инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Появляются публикации, освещающие особенности образовательного процесса в условиях инклюзии. Но остается ряд недостаточно изученных вопросов, к которым относится организация досуга детей с ОВЗ в инклюзивной среде, ведь большое число таких детей посещает различные кружки и секции совместно с нормально развивающимися детьми. Недостаточно исследованы проблемы родителей детей с ОВЗ, оказавшихся в инклюзивной среде, где могут возникать трудности межличностного взаимодействия не только у детей, но и у взрослых.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью выявления, коррекции и профилактики трудностей общения и взаимодействия, возникающих у детей с ОВЗ, поступивших в инклюзивные условия детского досугового центра, и их родителей. Целью исследования являлось изучение и определение педагогических условий гармонизации межличностных отношений детей с ОВЗ и детей с нормальным развитием и их родителей в инклюзивной среде детского досугового центра. Не менее важен поиск оптимальных педагогических условий и эффективных коррекционно-педагогических технологий гармонизации родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Мы предположили, что педагогические условия детского досугового центра позволяют гармонизировать межличностные отношений детей с ОВЗ, детей с нормальным развитием и их родителей за счет: изучения и учета особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ; изучения и учета коммуникативных трудностей детей с ОВЗ; психокоррекционной помощи семьям с детьми с ОВЗ; просветительской работы с семьями нормально развивающихся детей; организации совместной деятельности детей с нормальным и нарушенным развитием и их родителей.
Методы исследования: анализ специальной и методической литературы; анкетирование и тестирование родителей; наблюдение за детьми в процессе совместной деятельности; методы качественного и количественного анализа полученных данных. Важную роль в социализации ребенка с ОВЗ играют интегративные процессы, которые выражаются в многообразии форм совместного обучения и воспитания детей с проблемами психического развития и их нормально развивающихся сверстников. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно-признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными возможностями на образование и счастливое будущее.
Мы ознакомились с инклюзивной практикой некоторых зарубежных стран и с отечественным опытом. Вопросы, связанные с получением образования ребенком с ОВЗ в условиях инклюзии освещены в работах С. В. Алехиной, Н. Н. Малофеева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой, Н. М. Назаровой, Н. Я. Семаго и других авторов. Поскольку на первый план выступает получение образования детьми с ОВЗ, вопросы их досуга остаются в тени, являются наименее изученными, но при этом не менее важными, так как во время досуга можно решить ряд важных воспитательных и развивающих задач. В настоящее время большое число детей с ОВЗ проводит досуг, посещая различные кружки и секции совместно с нормально развивающимися детьми, что является первой ступенью их социализации. Исследование поводилось на базе детского досугового центра ГБУ «Клуб детей, подростков и взрослых «Парус», САО г. Москвы1 . В исследовании участвовали 20 детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 9 лет. По заключениям ПМПК, у девяти детей выявлено общее недоразвитие речи (ОНР), 1–2-й уровень речевого развития; у троих – легкая умственная отсталость; у пятерых – задержка психического развития (ЗПР), у троих – расстройства аутистического спектра (РАС). В исследовании принимали участие родители этих детей – 19 матерей и 1 бабушка, а также нормально развивающиеся дети (20 детей) и их родители (14 матерей, 2 отца и 4 бабушки). Для проведения констатирующего эксперимента мы сконструировали диагностический комплекс, который включал: ● пассивное наблюдение за взаимодействием и общением детей с нормальным и отклоняющимся развитием; ● беседу, предложенную Н. С. Жуковой для родителей детей с речевыми нарушениями, дополненную нами; ● тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин); ● анкету, разработанную сотрудниками Института проблем инклюзивного образования, дополненную нами.
Экспериментальные данные были подвергнуты качественному и количественному анализу. В силу специфики исследования преобладал качественный анализ. В процессе первичного обследования детей с ОВЗ обращалось особое внимание на их коммуникативное поведение: способность к контакту с окружающими и концентрацию внимания на собеседнике; на способность и интерес к имитации; на понимание и использование средств невербальной коммуникации; учитывался репертуар коммуникативных намерений, которые ребенок способен выразить в различных ситуациях; Оценивался импрессивный и экспрессивный словарь, используемые коммуникативные средства; уровень развития игры, интерес к игрушкам и занятиям.
В результате наблюдения за общением детей с нормальным и отклоняющимся развитием выявлен ряд типичных коммуникативных трудностей у детей с ОВЗ: робость, застенчивость, нерешительность, избегание вербального контакта, отсутствие инициативы в общении, неумение слушать собеседника, договариваться о чем-либо и сотрудничать. Они медленно включаются в ситуацию речевого общения, у них низкий уровень развития собственной речи. Дети неохотно включаются в совместную игру, потому что чаще всего не понимают замысла и сюжета игры, недостаточно осознают правила подвижных игр. Характер коммуникативных трудностей зависит от характера нарушений речевого и когнитивного развития каждого ребенка. У детей с ОВЗ часто отмечались нарушения поведенческого характера: импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, агрессивность, негативизм. В большей степени коммуникативные и поведенческие проблемы характеризуют детей с РАС. На основе наблюдений и логопедического обследования мы выделили две группы детей с ОВЗ. Первая группа – дети, у которых в первую очередь необходимо развивать собственную речь. Уровень понимания обращенной речи у них достаточный и есть стремление к общению с помощью доступных вербальных и невербальных средств, они с готовностью включаются в совместную со взрослым деятельность, стремятся играть с другими детьми. Во вторую группу включены дети, у которых более всего выражен дефицит собственно навыков коммуникации, они не только ограничены в средствах общения (в том числе невербальных), но и не проявляют коммуникативных намерений, не умеют сотрудничать со взрослыми, избегают контактов с другими детьми. Наблюдения показали, что нормально развивающиеся дети неохотно принимают в свою игру «особого» ребенка.
Можно выделить такие особенности межличностных взаимоотношений, как: непринятие и игнорирование детей с ОВЗ; негативная оценка их поведения, неготовность помочь ребенку, отстающему в развитии; предпочтение общения с детьми, близкими по уровню развития. Беседа с родителями детей с ОВЗ показала, что они сталкиваются с рядом трудностей в воспитании: не знают, как помочь ребенку в общении и в обучении, во взаимодействии со сверстниками и с педагогами. Родители даже в досуговой инклюзивной среде испытывают фрустрацию, беспокойство за благополучие своих детей. Однако многие из них хотят, чтобы их детям были доступны все возможности получения образования и проведения досуга, какие доступны нормально развивающимся детям. По результатам проведенного опроса по ОРО А. Я. Варги, В. В. Столина, выявлены такие варианты родительско-детских отношений, как «Принятие – отвержение» – 6 случаев, в 4 случаях «Симбиоз», а в остальных 10 случаях – «Маленький неудачник».
В тех случаях, когда детско-родительские отношения складываются по типу «Маленький неудачник», родители беспокоятся, что их ребенок ничего не достигнет в жизни, что его дефект непреодолим и будет мешать в дальнейшем, а это означает, что многие опрошенные нами родители детей с ОВЗ испытывают дискомфорт во взаимоотношениях со своим ребенком, тревожатся о том, как к нему будут относиться окружающие, как он будет жить в социуме. Такая родительская позиция непродуктивна и не позволяет адекватно взаимодействовать с ребенком. По результатам анкетирования родителей нормально развивающихся детей, также выявлен ряд проблем: большинство отметило, что испытывает трудности при общении с людьми с ОВЗ, считает, что такие дети должны обучаться в специальных школах и детских садах (указывая, что это необходимо в их же интересах). Большинство опрошенных не видят положительных моментов в инклюзивном образовании. Лишь некоторые родители указали, что выступают за общение своих детей с детьми с ОВЗ, но вне образовательного процесса. Беседы с педагогами, организующими инклюзивный досуг для детей, показали, что им необходимы дополнительные сведения об особенностях работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, и их родителями. На основании результатов исследования сделан вывод о необходимости оказания психолого-педагогической помощи и поддержки детям с нормальным и нарушенным развитием и их родителям, пребывающим в совместной инклюзивной среде детского досугового центра. Мы определили направления и содержание просветительской работы с педагогами и родителями, психокоррекционной работы с родителями детей с ОВЗ, коррекционно-развивающей работы с этими детьми. При этом мы опирались на методические рекомендации Т. В. Александровой, С. В. Алехиной, Н. Ю. Боряковой, Т. В. Волосовец, Е. Е. Дмитриевой, В. В.Ткачевой и др. Работа проводилась по следующим направлениям: ● Просветительская работа с педагогическим составом досугового центра по повышению информированности об особенностях работы с детьми с ОВЗ и их родителями ● Психолого-педагогическое консультирование родителей детей с ОВЗ, направленное на снижение степени фрустрирующего воздействия, возникшего в связи с психотравмирующей ситуацией совместного пребывания их детей с нормально развивающимися детьми. ● Работа с родителями нормально развивающихся детей по повышению толерантности по отношению к детям с ОВЗ. ● Совместная работа с обеими категориями семей и детьми, воспитывающимися в этих семьях, по созданию гармоничной и комфортной атмосферы на занятиях и при проведении совместных досуговых мероприятий.
Занятия и мероприятия проводились в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме. Продолжительность их была различной: от 5–10 минут в ходе проведения занятия или физкультурной разминки до нескольких часов (проведение совместных мероприятий, например «Семейных стартов») или даже целого дня (при проведении однодневных походов).
Мы убедились, что работа с детьми с ОВЗ в инклюзивной группе требует особого подхода. Необходимо соблюдать следующие условия: ● Занятия с неговорящими детьми начинаются с подражания взрослому, его действиям, движениям и словам и не могут строиться на основе объяснений, бесед, внушений. ● Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные совместные игры со взрослым, постепенно привлекая к таким играм детей без особенностей развития. ● Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного, в том числе в домашней обстановке с помощью родителей. ● Содержание материала для занятий требует от педагога серьезного и вдумчивого отбора и должно соответствовать особенностям развития каждого ребенка с ОВЗ. ● Материал должен быть доступен для ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно. ● Во время занятий необходимо гибко варьировать длительность игр и упражнений, в зависимости от ситуации, возможностей ребенка и его поведения. ● Каждое занятие должно иметь четкую структуру. Необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения – отдельные части можно сократить или расширить, ввести новый, не запланированный ранее элемент. ● Чтобы знания, умения, навыки закреплялись, необходимо их использовать в самых разных коммуникативных ситуациях и в предметно-практической деятельности. ● Необходим эмоциональный контакт между педагогом и ребенком. Многое зависит от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. ● При организации занятий следует принимать во внимание некоторые особенности психофизического развития детей: повышенную утомляемость, невнимательность, сниженную активность, негативизм, агрессивное поведение. ● Групповые занятия следует проводить вместе с детьми и их родителями. ● Игры и занятия, объединяющие детей с ОВЗ и их сверстников без ограничений по здоровью, следует проводить на знакомом для детей с ОВЗ материале.
Основными факторами, оптимизирующими взаимодействие специалистов с родителями, являются позитивное отношение ко всем детям со стороны педагогов, демонстрация способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка. Важно побуждать родителей эмоционально включаться в игры, лепку, рисование, упражнения, пение, танцы, которыми наполняется занятие. При этом взрослые не только помогают своим детям, но и сами получают эмоциональную разрядку, получают новый опыт общения с ребенком. В процессе организации и реализации групповых занятий мы пришли к необходимости использования следующих приемов и технологий: в работе психолога – сказко- терапия, практика психологических тренингов; в работе логопеда – «пальчиковые игры», тематическое обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи; развитие речевого дыхания, чувства ритма, фонематического слуха; работа над звукопроизношением; в работе дефектолога – создание развивающей среды в процессе свободной игровой деятельности индивидуальных коррекционно-развивающих занятий; в работе арт-терапевта – организация творческой деятельности; музыкального работника – проведение музыкальной части занятия, организация тематических праздников.
Для оценки эффективности проведенной коррекционной работы было проведено повторное обследование по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. По его результатам из 20 детей с ОВЗ большинство продемонстрировало положительные изменения в поведении, только 3 ребенка с РАС мало изменили свое поведение, но изменилось отношение сверстников к ним. Большинство детей с ОВЗ стали принимать участие в совместных играх, чаще выступать инициаторами общения. Логопедическая работа тоже дала значительные результаты – у большинства детей расширился активный словарь, они стали пользоваться фразовой речью, повысилась их коммуникативная активность. Был проведен контрольный опрос родителей нормально развивающихся детей. У подавляющего большинства выявлено изменение отношения к детям с ОВЗ, они не испытывают прежних опасений по поводу их совместного пребывания вместе со своими детьми. Изменилось отношение к инклюзивному досугу и инклюзивному образованию: все опрошенные ответили, что многое зависит от недуга, которым страдает ребенок, и от тяжести нарушений в развитии. Родители увидели положительные черты в совместном пребывании детей: дети без особенностей развития вырастут толерантными, научатся помогать другим. С целью гармонизации обстановки на досуговых занятиях, снятия эмоционального напряжения внимание всех родителей привлекалось к содержательной стороне мероприятий.
Матери детей с ОВЗ получили возможность ознакомиться с новыми способами взаимодействия со своими детьми, а также взять на вооружение ряд игр и видов деятельности для совместного времяпрепровождения в домашних условиях. Позитивное отношение к детям с ОВЗ со стороны окружающих явились основой для снятия у их матерей эмоционального напряжения, формирования доверительного отношения к педагогам и другим членам досугового сообщества. Результаты повторного опроса с помощью методики ОРО показали, что в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, стали складываться более благоприятные типы детско-родительских отношений, появился тип «Кооперация» (8 случаев).
Мы убедились, что целенаправленная психокоррекционная работа позволяет оптимизировать родительско-детские отношения, улучшать воспитательские позиции родителей по отношению к детям с ОВЗ, положительно сказывается на установлении и поддержании контактов детей с близким взрослыми и позволяет преодолевать проблемы на пути социализации. Эффективность проведенной работы была оценена и по субъективным критериям: положительным отзывам родителей о проведенных занятиях и их содержании; увеличении числа желающих посещать групповые занятия в досуговом центре, обратившихся по рекомендациям участников занятий.
Мы наблюдали появившуюся сплоченность в детских группах, а также сложившиеся дружеские отношения между отдельными участниками исследования (как детьми, так и родителями и даже семьями). Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что гармонизация межличностных отношений детей с ОВЗ, детей с нормальным развитием и их родителей возможна за счет следующих условий: ● учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и детско-родительских отношений в их семьях; ● организация специальной психокоррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ; ● просветительская работа с родителями как детей, не имеющих нарушений в развитии, так и детей с ОВЗ; ● организация совместной деятельности детей с нормальным и нарушенным развитием и их родителей. Проведенное небольшое исследование показало, что досуговая инклюзивная среда может являться одним из вариантов инклюзивной практики, которая позволяет создать благоприятные условия для социальной адаптации детей с ОВЗ, развития их коммуникативных умений, гармонизации межличностных отношений детей с нормальным и нарушенным развитием и их родителей.
(с) Н. Ю. Борякова