На современном этапе развития педагогической психологии актуальным является вопрос о реализации инклюзивного образования. В связи с этим появляется много работ, посвященных вопросам психологической помощи педагогам и учащимся в условиях инклюзивного образования, особенностей интеграции и успешности их адаптации. Недостаточно разработанными остаются вопросы об особенностях психологической поддержки в данных условиях родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), о повышении их социальной компетенции и развитии адаптивных ресурсов. Как показывают исследования И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой, Т.Г. Горячевой, И.А. Солнцевой, рождение «особого» ребенка представляет собой трудную жизненную ситуацию для самих родителей и создает угрозу риска их социальной дезадаптации. Так, к примеру, в исследованиях личностных особенностей матерей детей с ограниченными возможностями Л.М. Шипицыной показано, что им нередко свойствен пессимистический взгляд на жизнь, избирательность контактов, колебание самооценки, существует деформация жизненных ценностей, снижение регулирующего самоконтроля.
Эффективность реализации инклюзивного образования зависит от создания условий пребывания детей в образовательном пространстве, в том числе психологического климата и готовности всех участников образовательного процесса, включая родителей, к нововведению. Одним из факторов успешной адаптации ребенка с ОВЗ является благоприятная внутрисемейная среда, способности родителей преодолевать трудные ситуации, основанные на ресурсах личности. В связи с этим следует отметить необходимость своевременной комплексной психолого-педагогической поддержки родителей в условиях реализации инклюзивного образования, имеющих детей с ОВЗ. С целью определения основных направлений психологической помощи данной категории мы провели исследование трудностей и особенностей личностной сферы родителей детей с ОВЗ. В исследовании приняли участие 100 человек: 50 родителей здоровых детей, 50 родителей детей с ОВЗ. Применялись методы исследования: анкетирование, наблюдение, методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн, тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, в адаптации – Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников), опросник детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Анализ трудностей родителей детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной среде, позволил выделить следующее: 48 % родителей испытывают тревогу и страх, что их ребенок будет ограничен в общении со сверстниками и станет изгоем в классе, 35 % родителей признают свою социальную изолированность, снижение социальных контактов (общение с друзьями, знакомыми, посещение мероприятий и т. д.), 36 % отмечают у себя отсутствие знаний о навыках выстраивания взаимоотношений между ребенком с ОВЗ и здоровым ребенком. Результаты исследования стилей воспитания показали, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья применяют стиль «кооперация». Это свидетельствует о проявлении интереса к своему ребенку, сопереживании, оказании эмоциональной поддержки.
В то же время в группе исследуемых родителей выявились высокие показатели по шкале «принятие – отвержение» относительно полюса «отвержения», по сравнению с родителями здоровых детей. Это говорит о восприятии ребенка как неприспособленного, менее удачливого, со сниженными способностями в отличие от здоровых детей. Исходя из этого, мы делаем вывод, что родители детей с ОВЗ на эмоциональном уровне испытывают к ребенку негативно окрашенные чувства, такие как досада, раздражение, обида за неоправданные ожидания, скрывая это за видимым проявлением заботы, внимания, заинтересованности. Данные результаты дают основание говорить о противоречивом и искаженном стиле воспитания в данных семьях. Состояние родителей, которое можно отметить как дисгармоничное, может спровоцировать внутриличностные конфликты, повышение эмоциональной напряженности, формирование чувства беспомощности и, как следствие, повышение риска социальной дезадаптации. Результаты исследования самооценки свидетельствуют о заниженной самооценке у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим шкалам: счастье, уверенность в себе, удовлетворенность статусом и стрессоустойчивость.
Родители теряют чувство собственного достоинства, у них преобладает пессимистический взгляд на жизнь, снижается стрессоустойчивость, отсюда снижение адаптивных возможностей. Анализируя данные исследования типов психологических защит, мы установили, что в группе родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, преобладающим типом психологической защиты является отрицание.
Данные подверглись корреляционному анализу, в ходе которого было установлено, что общий эмоциональный фон оптимизируется, а фрустрирующий стрессовый фактор нейтрализуется у этих родителей посредством активизации указанного защитного механизма. Результаты исследования трудностей, испытываемых родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды, и их психологических личностных особенностей позволяют сделать вывод о низком уровне адаптационного потенциала личности данной категории, отсутствии готовности преодоления трудных жизненных ситуаций. Большинство родителей имеют искаженное, некритичное восприятие действительности, неадекватный уровень самооценки, противоречивые отношения с детьми, риск развития внутриличностного конфликта, приводящего к невротизации личности, что негативным образом сказывается на развитии ребенка.
Исходя из этого, мы определили цель психологической поддержки родителей, а именно наращивание адаптивных ресурсов, выработка конструктивных копингов поведения, позволяющих справиться с жизненными трудностями. Полученные результаты исследования позволяют предложить направления психолого-педагогической поддержки родителей ребенка с ОВЗ, обучающегося в инклюзивной образовательной среде: развитие внутренних ресурсов личности родителей, стабилизация их психического состояния и гармонизация взаимоотношений с ребенком, закрепление конструктивных паттернов поведения, формирование их жизнестойкости, развитие способности преодолевать трудности путем наращивания личностных ресурсов.
Основными задачами являются изменение установки неразрешимости проблемы на формирование убеждений о возможности преодоления данных трудностей и снижение эмоционального стресса. Это возможно при вовлеченности родителей в процесс обучения их ребенка в инклюзивной образовательной среде, приобщении к коррекционной работе с ребенком, при котором родители принимают личное участие в формировании его будущего. В ходе такой деятельности происходит переключение, а затем и вытеснение из сознания родителей тяжелых негативных переживаний, что способствует нейтрализации эмоционального состояния и неконструктивных форм поведения. Практический психолог, организуя работу с родителями, обучает их специальным методическим воспитательным приемам взаимодействия с ребенком в процессе обучения его в инклюзивном образовательном пространстве, постепенно происходит смена позиции защиты позицией взаимодействия. На наш взгляд, психологическая работа должна проводиться в рамках организации клуба родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Эффективность работы в клубе заключается не только в решении личностных проблем, но и выработке социальных навыков преодоления трудностей. В рамках деятельности психологической службы можно выделить следующие этапы: 1. Диагностический. На данном этапе проводится психодиагностика личностных особенностей родителей, трудностей, с которыми они сталкиваются при организации воспитательного и образовательного процесса. 2. Информационный. Содержание данного этапа предполагает информационную поддержку родителей и просветительскую деятельность по вопросам выстраивания образовательного процесса. 3. Практический (коррекционный). Основной этап, на котором в ходе коррекционного воздействия и активного участия родителей и детей происходят изменения в личностных структурах, самосознании, особенностях взаимоотношений, развитие потенциала личности. 4. Аналитический.
Занятия следует выстраивать на принципе тесного взаимодействия родителей с детьми, проводить в форме консультаций, коррекционных игр, тренингов, круглых столов, психорелаксационных сеансов и т. д. Реализация психолого-педагогической поддержки предполагает следующие результаты: – выявление потребностей, формирование представлений об особенностях личностных установок родителей детей с ОВЗ, интегрируемых в инклюзивную образовательную среду; – стабилизация эмоционального фона родителей, укрепление адекватности самооценки; – оказание содействия развитию личности родителей, формированию навыков социальной конструктивности; – совместные занятия родителей и детей позволяют сформировать адекватную оценку возможностей у детей с ОВЗ; – получение и накопление дефектологических и психологических знаний у родителей. Психологическая поддержка, направленная на развитие личностных ресурсов родителей в условиях внедрения инклюзивного образования, позволит снизить степень выраженности воздействия эмоционального стресса, что обеспечит принятие дефекта ребенка, а это в свою очередь повлечет успешную адаптацию ребенка в социуме.
(с) Хайрудинова Резеда Иршатовна