За последние годы в России сильно изменилось отношение государства к людям с инвалидностью. Повсеместно делается очень много для создания доступной среды. В понятие доступной среды входит и возможность заниматься различными видами деятельности, которые ранее считались посильными только здоровому человеку. Сейчас мы видим уже много примеров танцующих людей с поражением опорно-двигательного аппарата. Изменяется и отношение в самом обществе к людям с инвалидностью. Все чаще, такие инициативы как, люди, танцующие на сцене на колясках или с опорными тростями находят поддержку в обществе. Коллектив «Преодолей-ка» был создан для развития инклюзивного танцевального направления в хореографическом творчестве. А также социальной и физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством введения в коллектив детей с сохранным здоровьем, формировании и повышении авторитета социально-активных детей-инвалидов в обществе и развитии чувства толерантности у детей с сохранным здоровьем
Инклюзия – вовлечение в общественную жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивная работа призвана обогатить человечество особыми качествами. Человек с инвалидностью волей судьбы находится в уникальных жизненных обстоятельствах – самой своей жизнью вынужден решать неординарную проблему. Умение решать ее в реальном времени необычайно важно для каждого человека. Поэтому, работа бок о бок со здоровыми детьми не только помогает ребенку с инвалидностью перенести его тяготы, но и помогает приобрести здоровым участникам коллектива устойчивость к различного рода трудностям
Нарушения опорно-двигательного аппарата К наиболее часто встречающимся причинам, приводящим к инвалидности можно отнести детский церебральный паралич (ДЦП), врожденную спинномозговую грыжу позвоночника (спина бифида), различные травмы позвоночника и конечностей, последствия онкологических заболеваний. Детский церебральный паралич – это нарушения работы различных отделов головного мозга, приводящие к спастике (скованность мышечной деятельности), гиперкинезам (непроизвольные аритмичные сокращения различных групп мышц), а также нарушениями функций, управляемых головным мозгом. Спинномозговая грыжа – нарушение развития ребенка, сбой, недоразвитие позвоночника, которое приводит к выходу фракций и тканей спинного мозга из позвоночного столба. Убирается оперативным путем. Основные последствия – потеря чувствительности нижней части тела (нижних конечностей), паралич с невозможностью восстановления. Травмы позвоночника также приводят к параличу различных зон тела в зависимости от высоты разрыва. Травмы конечностей могут привести как к неполной функциональности конечности, так и к ампутации. Онкологические заболевания могут повлечь любые из вышеперечисленных признаков.
Человек с инвалидностью и танец. Для достижения реабилитационных результатов и успешного создания танцевального номера благоприятно влияет:
– Включение в группу здоровых исполнителей (инклюзия).
– Свобода в способе движения, музыки и стиля танца.
– Отсутствие привязки исполнителя к коляске и другим техническим средствам реабилитации или полная свобода использования этих средств.
– Использование любой возможности движения исполнителя.
– Творческий потенциал исполнителя является основной составляющей работы.
Специальные условия . Для успешной деятельности по совместному обучению детей с двигательной патологией и нормальным двигательным развитием должны быть созданы специальные условия. При оборудовании зала для занятий следует обеспечить беспрепятственный доступ детей с НОДА в здание и помещение для занятий. При необходимости в здании должен быть лифт, пандус и поручни при входе. Необходимо соблюдение санитарно-бытовых требований с учетом общих (специфических) потребностей детей (гардероб, санузел, место личной гигиены, кушетка для смены памперсов). [16] Для занятий танцами желательно оборудовать студию различными по размеру и функциям танцевальными колясками. В остальном, при необходимости, в работе используются личные средства технической реабилитации (артезы, опорные трости, протезы и т.д.). Требования к помещению. Танцевальный зал должен быть не менее 70 м2. Желательно, чтобы в зале были потолки выше трех метров. Особое внимание уделяется полу, так как значительная часть работы с детьми проходит в партере. В проекте «Преодолей-ка» пол деревянный, покрыт специальным лаковым покрытием, предотвращающим скольжение. Зал оборудован зеркалами по всей длине одной стены и хореографическими станками по всей длине противоположной стены. Дополнительное оборудование: активно используются гимнастические коврики, кубики и мячи, обручи, маты, гимнастическая лестница. Необходима музыкальная аппаратура.
Требования к педагогам. С детьми работают педагоги-хореографы и специальные психологи. Следует учесть, что с расширением состава участников танцевального коллектива мы одновременно повышаем требования к квалификации педагогов, способных работать в таком коллективе. Балетмейстер в инклюзивном коллективе должен быть грамотным специалистом, получившим соответствующее системное образование.
График занятий. Работа в инклюзивном коллективе требует особого режима. Детям с физическими особенностями в равной степени нужны как индивидуальная, так и групповая работа. Детям с сохранным здоровьем больше подходит групповая работа, но с расширенными задачами. Хороший инклюзивный коллектив должен удовлетворить интересы всех своих участников, а не жертвовать интересами одних ради других. Рекомендовано для детей с инвалидностью одно-два индивидуальных занятия в неделю и одно-два групповых и мелкогрупповых инклюзивных занятия. Для детей с сохранным здоровьем – два групповых занятия полнообъемной системной хореографии, два занятия спортивными гимнастическими дисциплинами и одно инклюзивное занятие в общей группе. В работе необходимо учитывать возраст детей и разделять, по возможности, младший, средний и старший состав.
Методы обучения. Метод показа. Демонстрация педагогом движений, дает детям возможность увидеть художественное воплощение образа. Словесный метод. Словесные объяснения должны быть точными, краткими, конкретными и образными. Необходимо обращать внимание на интонацию и на тональность речи. Все танцевальные движения, совершаемые на занятии необходимо считать. Каждое действие равно одному счету, всего в хореографии принято считать до восьми. Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми отпрядённого танцевального материала и танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но предлагает уже более сложный вариант. Игровой метод. Использование педагогом различных атрибутов, активных игр, эстафет, использующих технические средства реабилитации, игр – превращений. Всего что может развить фантазию и воображение, сгладить различия между детьми. Импровизационный метод. Следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому как подсказывает музыка. Дети должны попытаться сами найти нужные движения, для создания заданного образа. Метод иллюстративной наглядности. Педагог знакомит обучающихся с историей и многообразием танца, посредством просмотров видеофильмов, фотографий, чтения книг. В последнее время активно используется танцевальный материал из интернета.
Концертная деятельность Результатом работы любого хореографического коллектива является проявление определенной стилистики танца в виде хореографических номеров и концертная деятельность. Реабилитация не является главной задачей инклюзивного танцевального коллектива, но во многом хореография и тематика номеров определяется той социальной и реабилитационной работой, которая ведется в проекте с детьми с инвалидностью. Успешная работа проекта «Преодолей-ка» на протяжении десяти лет говорит о том, что это очень хороший опыт и подобные коллективы стоит открывать в домах творчества. В 2019 году при поддержке Фонда Президентских Грантов Российской Федерации была выпущена книга: методика работы инклюзивного хореографического коллектива «Системная хореография при системных нарушениях опорно-двигательного аппарата» более подробно раскрывающая опыт работы проекта «Преодолей-ка». Данное пособие рекомендовано для хореографов и специалистов, планирующих или уже работающих в подобных коллективах.
Гонек Анна Олеговна, аспирант кафедры «Логопедия», Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет (МГПУ)