Ивановская обл.. г. Родники, ул Колхозная 2
Мы многое узнали!
А сколько еще предстоит узнать!
Главная
/
Статьи
/
Учим танцам «солнечных» детей: особенности двигательного развития и поведения людей с синдромом Дауна.

Учим танцам «солнечных» детей: особенности двигательного развития и поведения людей с синдромом Дауна.

Педагоги нашей школы более 15 лет работают с «солнечными» детьми  - ребятами с синдромом Дауна. «Солнечные» они потому, что в большинстве своем веселые, общительные, светлые. Но могут быть и застенчивыми, тревожными, своенравными, могут провоцировать взрослых и вредничать.

Каждому такому ребенку все дается большими усилиями. Но главное -  если его поддержать, он способен на многое, в том числе научиться танцевать.

Есть особенности двигательного развития, которые встречаются практически у всех людей с синдромом Дауна:

  • Сниженный мышечный тонус. Мышцы ребенка рыхлые и мягкие, движения пассивные - он как тряпичная кукла. Во время ходьбы широко расставляет ноги, сутулится.
  • Однообразные реакции равновесия, трудности с координацией движений. У ребенка одинаковые, привычные ему позы, шаблонные движения, типичная походка и осанка. Он занимает удобное положение, в котором можно легко сохранять равновесие – любит посидеть или полежать. Чтобы освоить новые положения и движения, нужны специальные упражнения.
  • Искажение ощущения тела в пространстве. Ребенок с синдромом Дауна часто не может адекватно ощущать свое тело (целиком и отдельные части), поэтому с трудом им управляет. Пример: мы знаем, что Ваня может помахать правой рукой, он не раз это делал. Но иногда это движение у него не получается, т.к. он забывает, что у него есть рука! Чтобы напомнить, можно назвать часть тела или погладить ребенка по руке.
  • Гиперэластичные связки и недостаточно стабильные суставы. Мышцы вокруг суставов не могут удерживать его в нужном положении. Поэтому многие движения неловкие, неточные, ребенку трудно взять деталь лего, собрать паззл и т.д. Часто ребенок не может сделать задание не потому, что его не понимает, а потому, что у него не хватает физических возможностей.

Такая особенность позволяет этим детям делать гимнастические элементы: садиться на шпагат, закидывать ноги на плечи, гнуться в разные стороны. Но будьте осторожны: их суставы легко вывихнуть (особенно коленный и тазобедренный)!

  • Еще одна особенность – склонность к «экономии ресурсов»: со стороны кажется, что ребенок ленится. Но это не так: просто чтобы выполнить любое движение, «солнечный» ребенок тратит очень много энергии. Компенсируя это, он становится пассивным, медлительным, ищет опору (стена, пол, стул, другой человек). Иногда видно, что ребенок хочет танцевать, но у него мало выносливости и энергии – тогда он садится на пол, танцует сидя.

Все эти двигательные особенности встречаются у маленьких детей с синдромом Дауна. Если заниматься, к 7-10 годам многие из них можно исправить. Но даже взрослому человеку с синдромом Дауна нужно обязательно двигаться, всю жизнь: бегать, плавать, танцевать!

Итак, к вам на занятие пришел ребенок с синдромом Дауна. Что ожидать?

  •  Он может быть рассеянным, на первый взгляд – безынициативным, непослушным, расторможенным; делать одни и те же движения, быстро утомляться или просто наблюдать, отказываться что-либо делать. Кто-то, наоборот, будет  навязывать свои правила, проверяя педагога на прочность. Станет ли ребенок инициативным, увлеченным, активным, - во многом зависит от вас!
  • Дети с синдромом Дауна отличаются упрямством. Они, в отличие от обычных детей, могут сказать «не буду делать/не хочу», обидеться, убегать. Что делать? Одного рецепта нет! С кем-то нужно быть строгим, с кем-то мягким, уговаривать. Иногда нужно участие родителей. Но главное – искренне верить, что все обязательно получится! Мы за 15 лет практики не видели НИ ОДНОГО ребенка с синдромом Дауна, который не смог бы танцевать!

«Точки опоры» для педагога

Мы обычно работаем с группой детей с синдромом Дауна, но эти рекомендации помогут в работе и с парой, и с солистами.

  • Сразу создайте атмосферу добра, принятия: познакомьтесь с ребенком, улыбнитесь, поговорите. Ему не должно быть страшно в новом зале, с новыми людьми!
  • Надо сразу четко и однозначно объяснить, что вы будете делать: «сегодня мы поиграем под музыку/выучим простой танец/попробуем сделать веселые движения».
  • Сразу полезно установить границы между ребенком и педагогом. Иногда педагоги допускают ребят в зону своего ближайшего контакта, но не все дети могут сделать верные выводы. Часто после этого ребенок перестает воспринимать взрослого как наставника и позволяет себе вольности.
  • Людям с синдромом Дауна важен план. Надо придумать для ребенка «точки опоры», которые настроят его на занятие: общий круг и поклон в начале и в конце занятия или какой-то жест приветствия/зажигание свечи, если у вас неформальный тренинг.  
  • Занятия должны быть регулярными и системными! Занятия «от случая к случаю» не имеют смысла и скорее похожи на развлечение. Ребенок с синдромом Дауна сможет чему-то научиться только в системе. Это очень важно!
  • Никогда не делайте движения за детей с синдромом Дауна! Не двигайте их руками, головой, корпусом. Они все могут сами! Просто вы как педагог должны поставить правильные задачи, которые соответствуют развитию ребенка, и всячески стимулировать его. Почитайте про гимнастику активного типа[1].
  • Люди с синдромом Дауна очень хорошо подражают, у них отличная зрительная память. На занятиях все нужно демонстрировать, а не просто произносить слова-инструкции. Лучше всего установить зрительный контакт с ребенком, быть с ним лицом к лицу на небольшом расстоянии.
  • Но не забывайте про общение! Важно рассказывать, что вы делаете, комментировать действия, приводить примеры, использовать образы («прыгаем как зайцы», «летим как птицы» и т.д.).
  • Для ребят с синдромом Дауна уже на первом занятии надо разнообразить материал: изучать несколько движений и песен, использовать разную музыку и предметы, музыкальные игры, инсценировать песни. Не стоит «застревать» на одном упражнении, меняйте виды заданий.

Как еще можно поддержать ребенка с синдромом Дауна:

  • Будьте эмоциональным, давайте задания четко.
  •  Говорите выразительно и ярко, но при этом не быстро.
  •  Этим детям нужно давать энергию, заряжать их - «зажигалочка» - это вы, педагог!
  • Делите сложные упражнения на более простые: отдельно изучаем движения ног, рук, головы и туловища, потом собираем в одно.
  • Повторяйте движения столько раз, сколько требуется. Если с обычным ребенком нужно повторить движение 10 раз, то с особенным – 100.
  • Ведите себя открыто и доброжелательно, подбадривайте ребят, поддерживайте их инициативу.
  • Следите за тем, чтобы дети не переутомились, если нужно – меняйте задачи, не забывайте отдыхать. Даже «простые» прыжки для таких детей – не такая уж легкая активность!
  • Используйте предметы: игрушки, гимнастические мячи, ленты, палочки, музыкальные инструменты, элементы костюма (шляпа, зонт, накидка).
  • Если нужно - работайте с ребенком индивидуально: тактильно и эмоционально поддерживайте, объясняйте, пропевайте слова песен, танцуйте рядом, вместе с ним.

ПОЧИТАТЬ: все о развитии детей с синдромом Дауна можно узнать на сайте фонда «Даунсайд Ап» www.downsideup.org.

Сергей Фурсов, Мария Фурсова, школа инклюзивного творчества «Танцующий дом», г. Москва

www.domhodunom.ru



[1] Поле Е.В., П.Л. Жиянова, Т.Н. Нечаева. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна: практическое руководство для родителей. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2016.

 

Приходите к нам!
Мы ждем вас!
Информационный интернет-портал DANCE MAGIC