России и в целом мире с каждым годом возрастает количество людей с умственной отсталостью. Особую актуальность данная проблема приобретает в детском возрасте. Среди этой части населения можно выделить категорию лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к отсталости. По данным статистики, умственной отсталостью страдают почти 3 % населения всего мира. Причем у 13 % из них степень умственной отсталости очень высока. Проблема поиска эффективных методов и технологий социальной реабилитации умственно отсталых детей активно изучается в последние годы Л. Б. Баряевой, И. М. Бгажноковой, Н. Ф. Дементьевой, И. В. Лариковой, Б. П. Пузановым, Л. М. Шипициной и др.
В России проживает много инвалидов, которые находятся практически в полной изоляции. Чтобы выйти из этой ситуации, им необходимо участие неравнодушных людей, способных создать условия для их деятельности, общения, познания и творчества. Однако проблема успешной социализации детей с особенностями развития обостряется искаженным и субъективным восприятием общества, низкой культурой, негативной оценкой, отсутствием элементарных представлений о потребностях данной категории лиц. Поэтому так важно применение технологии инклюзивного танца, который является универсальным видом деятельности, объединяющим людей с разными способностями и потребностями, создающим основу для взаимодействия и длительного сотрудничества. Наиболее значимые труды в данной области принадлежат А. А. Никитинской, О. Л. Лехановой [5], С. Е. Шивринской.
На практике идеология инклюзивного танца успешно реализуется Московским центром социокультурной анимации «Одухотворение» под руководством Л. В. Тарасова и Международным благотворительным танцевальным фестивалем Inclusive Dance. Для того чтобы стал возможен выход из социальной изоляции посредством танца, необходимо участие как разнопрофильных специалистов – хореографов, педагогов, дефектологов, психиатров, психологов, социальных работников, так и тех людей, которые занимают активную гражданскую позицию − волонтеров. Танцевальные занятия должны быть организованы не как разовое мероприятие, а как целостный процесс, который позволит людям с умственной отсталостью получать новые впечатления, расширять круг друзей, постоянно развиваться. В связи с этим нами была разработана и апробирована программа «Вместе мы можем всe!», которая направлена на изучение возможностей инклюзивного танца как технологии социальной реабилитации детей с умственной отсталостью. Цель статьи состоит в представлении результатов исследования возможностей инклюзивного танца как технологии социальной реабилитации детей с умственной отсталостью. Разноплановые аспекты, касающиеся лиц с проблемами в умственном развитии, изучают представители разных наук: врачи, педагоги, дефектологи, психиатры, психологи, социальные работники, социологи и др. В связи с этим в практической деятельности существует множество терминов для обозначения этой группы индивидов. В нашем исследовании мы используем понятия «дети с особенностями в развитии», «дети с особыми потребностями», «дети с умственной отсталостью», «лица с проблемами в умственном развитии» как синонимичные.
Термин «умственная отсталость» является обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга, то есть разные клинические формы интеллектуального недоразвития как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы (ревматическое поражение центральной нервной системы, эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия и т. д.).
Сложившийся в России многолетний научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной и комфортной среды позитивно и качественно меняет личность необыкновенного ребенка. В этой связи особое значение для отечественной науки приобрела проблема развития и формирования социокультурного опыта (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), который складывается благодаря вовлечению детей с различными нарушениями в мир людей, действий, отношений и чувств. Л. С. Выготский отмечал, что социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют всю ту область неприспособленности, из которой исходят творческие силы его развития. Существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую он должен войти. Отказ от представлений о «необучаемых детях» актуализирует внимание специалистов, различных организаций и общественности к созданию условий для социальной и образовательной интеграции детей с умственной отсталостью.
В настоящее время приобретают особую значимость вопросы их социальной реабилитации. Под социальной реабилитацией нами понимается комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и других мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма детей и утраченных ими социальных связей. Эффективность мероприятий социальной реабилитации напрямую зависит от качества заполнения индивидуальной программы реабилитации и от уровня социального статуса инвалида. Социальная реабилитация представляет собой систему гарантированных государством экономических, общественных, правовых и индивидуально-личностных мер, которые должны обеспечить детям с умственной отсталостью объективные условия для достижения возможности равного с остальными членами социума участия в общественной жизни. Объем и содержание мероприятий социальной реабилитации зависят от принципов, которыми руководствуется в своей деятельности государство: 1. Принцип равных социальных прав и возможностей, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним дети с умственной отсталостью рассматриваются не только как объекты заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности. 2. Принцип активного участия самих инвалидов в проведении мероприятий социальной реабилитации. 3. Принцип неразрывной связи детей с умственной отсталостью и социальной среды позволяет избежать сведения всех проблем лиц с физиологическими, психическими или интеллектуальными ограничениями только к медицинским вопросам. 4. Принцип сохранения семейных связей детей с умственной отсталостью, ибо для каждого индивида его ближайшее окружение является наиболее совершенной, функциональной, социализирующей и реабилитирующей средой. 5. Принцип комплексности и последовательности предполагает построение системы реабилитационных мероприятий, в которой необходимо сотрудничество и согласованность действий лиц, учреждений и организаций. Исходя из основных принципов социальной реабилитации, можно отметить, что инклюзия − это равноправное участие в жизни общества людей с особенностями в развитии.
В целях изучения возможностей инклюзивного танца как технологии социальной реабилитации детей с умственной отсталостью нами было проведено эмпирическое исследование на базе Мурыгинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей «Родник» в пгт. Мурыгино Кировской области. С помощью анкетирования мы выявили уровень включенности волонтеров в реализацию технологии инклюзивного танца. Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу о том, что многие опрашиваемые добровольцы не знают, что такое инклюзивный танец − 53 %; ранее не принимали участие в инклюзивных танцах 80 %; а если и принимали в них участие, то только в качестве зрителя 72 %.
Разрабатывая программу «Вместе мы можем всe!», мы исходили из предположений о том, что инклюзивный танец обладает следующими возможностями в социальной реабилитации детей с умственной отсталостью: а) создает условия для организации наставничества из числа волонтеров; б) содействует социальной активности детей с умственной отсталостью; в) улучшает психоэмоциональное состояние у детей с умственной отсталостью. В реализации данной программы приняли участие дети с умственной отсталостью от 4 до 18 лет из Мурыгинского детского домаинтерната для умственно отсталых детей «Родник» в количестве 13 человек и 15 волонтеров от 10 до 50 лет. Также в реализации всех мероприятий программы активно принимали участие сотрудники детского домаинтерната.
Разработанная нами программа состоит из пяти блоков. I. Организация деятельности «Школы волонтеров». Основными задачами являлись создание волонтерских групп; знакомство добровольцев с методами и приемами работы с детьми, имеющими умственную отсталость; знакомство с технологией инклюзивного танца; разработка индивидуального плана работы с детьми с умственной отсталостью в технологии инклюзивного танца. Методическими средствами и приемами данного блока стали фото- и видеопрезентации, информационные лекции, урок «Добровольчества», беседы, дискуссии, игры. II. Знакомство волонтеров с детьми. Данный раздел программы был реализован с помощью экскурсии по детскому дому-интернату «Родник», в ходе которой волонтеры получили информацию об истории детского дома-интерната, его организационной структуре; особенностях проживающих в нeм детей. С добровольцами и детьми были проведены игры на снятие эмоционального напряжения, обсуждения и беседы, в ходе которых состоялось знакомство участников друг с другом, с разработчиками и организаторами и тематикой программы. III. Работа в танцевальных парах. В рамках данного раздела было организовано распределение по рабочим парам; выработка общих правил и принципов работы; осознание каждым участником своей роли и функций в группе; разучивание танцевальных движений. Методическими средствами и приемами являются занятия в танцевальных парах и группах со специалистами − хореографами, тренинги на сплочение и взаимодействие. В ходе работы танцевальных пар дети с особыми потребностями с помощью волонтеранаставника учились слушать и слышать музыку, выполнять элементарные движения, разучивали счет в танце. IV. Инклюзивный игробал, основной целью которого была демонстрация разученных танцев, а также импровизация под музыку танцевальных движений в парах и группах. V. Рефлексия. Основная цель данного блока состояла в организации обратной связи, обсуждении достоинств и недостатков реализации программы «Вместе мы можем всe!». Методическими средствами и приемами стали фотовыставка, дискуссии, обсуждения.
После реализации программы нами было проведено повторное анкетирование волонтеров. Полученные данные позволили выявить, что 100 % опрашиваемых узнали об особенностях реализации технологии инклюзивного танца. 68 % респондентов отметили, что им была полезна «Школа волонтеров», поскольку они стали лучше понимать потребности детей с умственной отсталостью. Добровольцы отметили, что у детей с особенностями в развитии повысился уровень социальной активности, который проявляется в двух формах: коммуникативной (64 %) и социально-культурной (60 %). Так, дети стали стремиться поддержать и продолжить общение с наставником и специалистом (коммуникативная форма социальной активности). Значительно улучшились процессы согласования своего поведения с нормами и правилами поведения, принятыми в обществе (социально-культурная форма социальной активности). Волонтеры отмечали, что во время танцевальной деятельности у детей с умственной отсталостью изменялось психоэмоциональное состояние: улучшалось настроение у 98 %, уменьшалась агрессия у 79 %, повышалась двигательная активность у 95 %. Таким образом, совместная танцевальная деятельность позволяет снизить степень изоляции детей с особыми потребностями. Волонтеры стали лучше понимать и принимать все многообразие проявлений, личностные особенности и потребности детей, имеющих умственную отсталость. Возникшая потребность у части волонтеров (88 %) продолжить общение с детьми и после реализации программы свидетельствует о том, что инклюзивный танец позволяет ликвидировать социально-психологические барьеры и создает условия для максимального раскрытия потенциала каждого участника.
В ходе реализации программы «Вместе мы можем всe!» специалисты Мурыгинского детского дома-интерната «Родник» отметили, что некоторым детям вначале было сложно сосредоточиться на движениях; концентрация внимания была невысокой. В связи с индивидуальными особенностями у детей были трудности в запоминании движений и даже их повторении за волонтерами. Специалисты 124 отметили, что благодаря программе «Вместе мы можем всe!» были достигнуты колоссальные результаты: у детей улучшилось настроение; движения становились более точными, некоторым детям удалось проявить творческую активность. Они хорошо импровизировали под предложенные танцевальные композиции, которых не было на репетициях и занятиях со специалистами.
(с) О. А. Воронина, М. А. Потягова