Главная
/
Статьи
/
Перспективы применения подхода «развивающий танец» в нейрореабилитации

Перспективы применения подхода «развивающий танец» в нейрореабилитации

Танец как способ улучшить физическое состояние организма и качество жизни Танцевальная терапия – это разновидность арттерапии, которая определяется как «психотерапевтическое использование движения для дальнейшего эмоционального, познавательного, физического и социального интегрирования личности». Танцевально-двигательная терапия в настоящее время является признанным направлением вспомогательной терапии, в котором танец и движение используются для улучшения ряда параметров повседневного функционирования индивида, поскольку доказано, что занятия танцами улучшают физическое и эмоциональное состояние. Существует ряд причин, по которым занятия танцами можно особенно рекомендовать для поддержания физической формы людям пожилого возраста:

– тренируют практически все мышечные группы и суставы в физиологическом режиме, без использования экстремальных нагрузок;

– помогают регулировать тонус мышц спины и поддерживать физиологическую и правильную осанку;

 – мягко активизируют системную гемодинамику, что, в свою очередь, увеличивает доставку кислорода и благоприятно сказывается на работе внутренних органов и систем;

 – улучшают координацию движений и укрепляют вестибулярный аппарат;

– положительно влияют на выносливость сердечно-сосудистой системы;

– способствуют снижению избыточного веса;

 – повышают работоспособность и выносливость, замедляют процессы старения;

 – освоение сложных движений улучшает интеллектуально-мнестические способности, снижает риск возникновения болезни Альцгеймера;

– положительно влияют на психическое состояние человека, улучшают настроение, помогают бороться с депрессией, аффективными расстройствами, астенией

 

Танцевальная терапия в реабилитации. Как метод психологической реабилитации танцевальная терапия может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода коррекции в группах детей и подростков, в санаторнокурортных условиях, при коррекции нарушений межличностного взаимодействия в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или в реабилитационном периоде (после операций, переломов конечностей и др.). В медицинском контексте танцевальная терапия также может применяться при неврологических и психических заболеваниях – аутизме, депрессии, астенических и аффективных расстройствах, которые могут сопровождать большое количество как неврологических, так и других хронических заболеваний [4]. Как отдельное направление можно выделить танцы на колясках, когда люди с ограниченными возможностями начинают танцевать в инвалидном кресле. В мире проводятся фестивали инклюзивного танца, где пациенты на колясках танцуют в паре со здоровыми людьми. В наблюдательных исследованиях было показано, что пожилые люди, которые танцуют на регулярной основе, обладают бóльшей гибкостью, постуральной стабильностью, балансом, временем реакции и когнитивными возможностями, по сравнению с людьми того же возраста, которые не занимаются танцами [5]. По результатам мета-анализа [3], занятия танцами, независимо от стиля, значительно улучшают мышечную силу и выносливость, баланс и другие аспекты функционального состояния организма пожилых людей. Результат занятия танцами может быть сопоставим с результатами классического физического тренинга, при этом дополнительно улучшаются социальные и поведенческие факторы, такие как самомотивация [6]. За счет задействования эстетического компонента самовыражения танец создает эмоциональную составляющую процесса тренинга и этим способствует не только физическому, но и интеллектуальному и социальному развитию пожилых людей.

Аргентинское танго как основа для развивающего танца в процессе реабилитации Принципиально важной особенностью аргентинского танго (АТ) является факт его создания людьми, не имеющими профессиональной танцевальной или хореографической подготовки. В его основу легли простые движения, которые умеет делать любой здоровый человек: стоять, ходить и изменять направление движения в пространстве, используя поворот. Таким образом, обучение и исполнение АТ основано на строго физиологичных для организма человека биомеханических схемах движения и структурах

Вторая важная особенность: АТ – это парный танец-импровизация, где из простейших базовых элементов каждая танцующая пара складывает собственный рисунок танца, опираясь на звучащую музыку и собственное настроение, при этом необходимо быстро принимать решение в зависимости от ежесекундно меняющихся обстоятельств. Данный навык требует задействования областей мозга, отвечающих за синтез афферентных стимулов от соматических рецепторов и органов чувств, обработку информации в непрерывном режиме, принятие решения о реакции каждый момент времени, передачу активирующих импульсов на нейроны моторной коры и оттуда на эфферентную часть двигательной рефлекторной дуги. Данные исследований свидетельствуют, что в процессе танцевания активируется сеть структур мозга, вовлеченных в различные аспекты танцевальной деятельности, включающая верхнюю височную извилину, верхнюю теменную дольку, фронтальную кору, среднюю височную извилину. Обучение танцам ассоциируется с высокой пластичностью серого и белого вещества мозга, в областях, связанных с двигательными и слуховыми функциями. Взаимодействие двух партнеров в танце через объятие, построенное на импровизационном сочетании различных шагов и поворотов, требует активной непрерывной работы ряда функциональных зон центральной нервной системы, что положительно сказывается на формировании «когнитивного резерва» у людей пожилого и старческого возраста. Согласно же современным исследованиям, все виды физической активности, и в частности танцы, которые тренируют навык быстрого принятия решений в зависимости от изменяющихся обстоятельств, благоприятно сказываются на работе мозга и, в частности, снижают риск наступления слабоумия у пожилых людей.

Третий компонент применения АТ в реабилитации – психологические и коммуникативные аспекты. Все, кто начинает заниматься АТ, находят в этом танце богатую пищу для чувств, эмоций и возможностей взаимодействия с партнером и другими танцующими. Благодаря тому, что танец строится на принципах импровизации, свободе выбора движения, но при условии, что сохраняется единство пары и не наносится вред другим танцующим парам, занятия танго могут

превратиться в бесконечную исследовательскую работу над возможностями коммуникации и взаимодействия через движение. Именно освоение движения в паре, построенного на принципах импровизации, способствует развитию и поддержанию навыков коммуникации, востребованных в любой активной деятельности в социуме. Через движения партнеры постепенно привыкают комфортно взаимодействовать друг с другом, с разными партнерами, с другими парами, способствуя таким образом формированию и восстановлению коммуникативных навыков. В процессе освоения данных навыков партнеры будут развивать у себя такие качества, как внимание, терпение, доверие, уважение к друг другу. К настоящему времени уже имеется положительный опыт использования АТ для улучшения поведенческих навыков и коммуникации в группах пациентов с аутизмом и другими психическими заболеваниями

 Обобщая все сказанное выше, можно отметить, что АТ, помимо общей пользы, которую приносят занятия любыми танцами, благодаря своим уникальным характеристикам, таким как социальность и импровизация, будет способствовать: – формированию навыков осознанного движения; – умению быстро принимать решения в постоянно меняющихся обстоятельствах; – развитию коммуникативных навыков и навыков взаимодействия в паре с партнером и с другими парами в танцевальном пространстве; – улучшению общего эмоционального фона и качества жизни. Реабилитационные аспекты занятий АТ. AT может улучшать восприятие пространства, поскольку обучающимся необходимо освоить пространственные положения тела и последовательности этих положений во время танцевальных классов, и их нужно повторять, запоминать и использовать снова . Тем не менее, пациентам не приходится изучать сложные последовательности шагов, которые могут быть слишком трудными для запоминания или для физического исполнения; вместо этого люди учатся импровизировать с помощью спонтанных реакций, шагов и движений в музыку. По сравнению с другими танцами с небольшими вариациями ритма (вальсом или фокстротом), AT имеет более свободную ритмическую вариацию. AT может улучшить качество жизни, не только облегчая физические симптомы. Занятия укрепляют социальную сеть пациентов, а также повышают самооценку и могут помочь достичь бóльшего чувства благополучия. Когда пациенты испытывают чувство достижения от овладения определенными танцевальными движениями и когда их танцующий партнер следует этим движениям (что является успешным взаимодействием), участники занятий получают положительные эмоции из-за повышения собственной эффективности, самооценки и удовольствия. Жизненные задачи, связанные с личными и семейными отношениями, важны для процесса реабилитации, тем не менее, большинство существующих программ реабилитации не уделяют достаточного внимания этому аспекту . Танцы с партнером могут улучшать социальные и межличностные отношения, а также оказывать положительное влияние на физические ограничения, такие как нарушения походки и равновесия.

Особенности преподавания АТ на начальном уровне для взрослой аудитории Возрастных ограничений для занятий АТ не существует; накоплен большой опыт преподавания как детям и подросткам (подобная практика существует в школах в Аргентине), так и людям пожилого возраста, до 70 лет и старше; а также в группах пациентов с некоторыми заболеваниями нервной системы. Так, мета-анализ влияния АТ на физическое функционирование и качество жизни, связанное со здоровьем, у пациентов с болезнью Паркинсона подтвердил значимую эффективность данного вмешательства в отношении двигательного неврологического дефицита, баланса и ходьбы [16]. Люди зрелого и пожилого возраста по разным причинам приходят в АТ и в процессе обучения ставят перед собой совершенно разные цели. Для одних – это способ поддержания физической формы щадящим образом, для других – расширение круга общения, для третьих – освоение новой двигательной парадигмы или просто приятное времяпрепровождение, объединяющее все вышесказанное. В любом случае это полностью сформировавшиеся физически и психологически личности, со своим индивидуальным мировосприятием, выработанной манерой освоения новой информации и обучения, определенным способом взаимодействия с внешним миром и окружающими и, что очень важно, со своими сложившимися двигательными привычками. Приобретенный ранее жизненный опыт иногда помогает, а иногда мешает в процессе обучения. На людей в возрасте от 50 лет и старше оказывает влияние стереотип: «танец – это несерьезное занятие». Кроме этого, двигаться открыто вместе с другими под музыку им часто бывает неловко, велик страх показаться смешными, нелепыми, не соответствовать существующему идеалу (например, в лице преподавателя), и трудно, особенно если в прошлом нет опыта регулярной физической активности. Хотя нагрузка в ходе занятий невелика, тем не менее, они устают физически. И самое главное – у них утрачена осознанная связь с телом. Осознанная связь с телом подразумевает, что человек ощущает, что он делает на физическом уровне, понимает, как, почему и для чего он это делает, и на основе этой информации осознанно управляет этими процессами. Из-за ранее сформировавшихся двигательных привычек, цепочка «что? – как? – почему и для чего?» перестает работать, как следствие, исчезает свобода выбора в движении. Таким образом, на первоначальном этапе обучения людей пожилого возраста необходимо учитывать следующие особенности: – наличие сформировавшихся двигательных привычек. Ученик в силу своего жизненного опыта приобретает определенную манеру двигаться, которую чаще всего не осознает. Эти двигательные привычки есть неотъемлемая часть индивидуальности, они всегда с ним, лишают его возможности свободного выбора в движении, перекрывают путь к изменениям, а значит, могут оказаться препятствием в обучении; – отсутствие навыка двигаться осознанно. Ученик совершает движение, но не осознает, как он это делает. В своих движениях он не опирается на свои собственные ощущения, а механически копирует движения преподавателя. Данные особенности, присущие взрослым людям, создают ряд ограничений в освоении танца. Чтобы мягко преодолеть эти ограничения, необходимо создать условия для развития у занимающихся навыка телесной осознанности. Телесная осознанность подразумевает, что в движении ученик, прежде всего, опирается на собственные ощущения и чувства, внимательно наблюдая за всеми этапами развития движения в своем теле. Занятия АТ способны сами по себе постепенно сформировать навык телесной осознанности в силу постоянной работы в паре с разными партнерами. Желательно также предоставить в распоряжение занимающихся инструменты, которые помогут избавиться от устойчивых двигательных привычек. Таким образом, применение подхода «Развивающий танец» во взрослой аудитории и, в особенности, в группах людей, у которых имеются ограничения двигательных паттернов в силу состояния здоровья или возраста, позволит помочь им раскрыть свой внутренний потенциал, обрести свою уникальную манеру движения, максимально функциональную и комфортную именно для них.

Принципы и инструменты подхода «Развивающий танец» в преподавании АТ на начальном этапе 1. В подходе «Развивающий танец» тело и движение человека воспринимаются как проявление его личности в мире и во взаимосвязи со средой, в связи с чем главным принципом становится бережное отношение к личности и целостное восприятие человека во всех его проявлениях – физическом, чувственном, эмоциональном, психологическом и социальном.

2. Принцип взаимосвязи функциональности и выразительности. Для АТ данный принцип является основополагающим. Движение только тогда достигает своей максимальной выразительности, когда оно функционально обосновано, максимально комфортно и понятно для обоих партнеров.

3. Принцип экспериментального обучения. Получение знаний происходит, в первую очередь, через персональный опыт. Как следствие, приобретенным знанием считается только то знание, которое прожито, инкорпорировано. Это требует от ученика полного присутствия в процессе, внимательного наблюдения за происходящим и осмысления. Желательно, чтобы процесс обучения был выстроен таким образом, чтобы движение было прожито учеником на всех уровнях – физическом, чувственном и когнитивном.

4. Принцип «динамического единства тела». У тела есть структура, с которой оно приходит в мир, у него есть сформированная привычка двигаться, тело всегда живет и меняется, и в каждый момент времени у тела есть выбор, какое движение совершить и как его совершить. Среди методов и инструментов, которые представлены в подходе «Развивающий танец», можно выделить следующие, как наиболее значимые для процесса обучения АТ: – метод «анализ движения по системе Рудольфа Лабана и Двигательные основы Бартениефф» помогает увидеть тело в движении с точки зрения различных динамических и пространственных характеристик. Предоставляет возможность осознать и преодолеть сформированные ранее двигательные привычки. Используя данную систему видения движения, можно создать максимально эффективное и выразительное движение в каждой конкретной ситуации; – «Паттерны Всеобщей телесной связанности» как инструмент метода «Анализ движения по системе Рудольфа Лабана и Двигательные основы Бартениефф» помогают осознать способ организации тела в движении, уровень связанности в теле относительно центра и относительно срединной линии; – метод «эмпирической анатомии» Андреа Олсен позволяет наладить контакт с собственным телом, научиться слушать тело, обращая внимание на его различные системы. Среди приемов танцевальной терапии важным для преподавания АТ является игра. Игра пробуждает творческое начало обучаемого. Позволяет взрослому человеку вернуться в некое детское состояние восприятия мира, когда мир полон открытий, нестандартных и неожиданных решений. Чаще всего задействует образное мышление обучаемого. Образ помогает обучаемому осознавать движение как нечто целое. Доносит до него не только механизм движения, но и его глубинную суть; – исследование как способ получения новых знаний. В процессе исследования благодаря слушанию, наблюдению и анализу того, что происходит в теле, знания инкорпорируются и становятся персональным опытом. Кроме этого, в преподавании АТ на начальном этапе используются следующие инструментальные навыки подхода «Развивающий танец»: четко организовывать процесс передачи информации от преподавателя к ученику; поэтапно структурировать все процессы (начало, развитие, завершение, рефлексия-анализ); использовать принцип эко-коммуникации – формулировать задания максимально просто и ясно, процесс обсуждения строить на безоценочном принципе. Использовать в работе разные модальности – движение, прикосновение, слово, театральное действо, рисунок. В преподавании задействуются по возможности все каналы передачи информации: визуальный – показать движение, кинестетический – дать возможность почувствовать движение в теле, когнитивный – объяснить механику движения, образный – задействовать образ для создания более цельной картины происходящего. В целом принципы, инструменты и приемы подхода «Развивающий танец» позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся, в том числе с ограниченными двигательными и когнитивными возможностями, и эффективно решать реабилитационные задачи в процессе преподавания. Преподавание начального курса АТ, основанное на принципах, инструментах и приемах подхода «Развивающий танец», позволяет решать ряд реабилитационных задач: –инкорпорировать в игровой процесс индивидуальные особенности людей с ограничениями по состоянию здоровья, приходящих учиться танцевать АТ; –адаптировать обучаемых к процессу восприятия новой для них информации на физическом, психологическом и интеллектуальном уровнях; – дает возможность научиться осознавать свое тело в движении; – учит строить движение на основе своих ощущений и чувств; – способствует формированию новых двигательные паттернов у обучаемых; – добиваться в движении максимальной комфортности и выразительности; – помогает обучаемому раскрыть собственный творческий потенциал, обрести свою уникальную манеру движения, максимально функциональную и комфортную именно для него; – постепенно формировать у обучаемого навыки осознанного движения. Осознанное движение может стать фундаментом для дальнейшей реабилитации; – улучшает качество жизни обучаемого за счет формирования важных коммуникационных и когнитивных навыков не только на физическом, но и на эмоциональном, психологическом и социальном уровнях.

Заключение В настоящее время результаты исследований показывают, что АТ может быть полезным инструментом реабилитации для пациентов с заболеваниями нервной системы, нуждающихся в улучшении двигательных навыков, координации движений, когнитивных и коммуникативных способностей. Влияние АТ на психоэмоциональное состояние и качество жизни у пожилых людей требует дальнейшего изучения в этой популяции. Кроме того, многообещающим представляется использование АТ как мотивационного фактора в комплексных программах реабилитации. Необходимы контролируемые исследования с привлечением достаточного количества участников, предусматривающие стандартизованные и валидные критерии оценки эффективности танцевальной терапии и ориентированные на достижение объективных измеримых результатов.

(с) А. Е. Трофимова, Т. В. Харитонова

Приходите к нам!
Мы ждем вас!
Информационный интернет-портал DANCE MAGIC