Главная
/
Статьи
/
Влияние танцевального искусства на поведение детей с девиантным поведением

Влияние танцевального искусства на поведение детей с девиантным поведением

Для того чтобы понять и выяснить влияние танца на детей с девиантным поведением, сперва выясним понятие самого девиантного поведения. Девиантное поведение – это поведение, которое противоречит установленным в обществе моральным и правовым нормам. К ним можно отнести преступность, наркомания, бродяжничество, алкоголизм, азартные игры и т.п. В последнее время незаметно увеличивается число детей с девиантным поведением. Это в свою очередь приводит к необходимости тщательного исследования причин и поиска, эффективных мер по борьбе с девиацией. Рассмотрим основные причины проявления девиантного поведения: Во-первых, это биологические. Основной идеей биологического фактора является, физические и анатомические особенности, которые становятся причиной девиации. Во-вторых, психологические. Здесь девиация складывается за счет внешних факторов и раздражителей, включает в себе наличие у ребенка психопатии и акцентуации отдельных черт характера. В-третьих, социологические.

Девиация происходит из-за нарушения или отсутствия ясных социальных норм. Изучив понятие и основные проблемы девиантного поведения, перейдем к самой сути данной статьи. Существует множество вариантов профилактики и коррекции девиации, но мы выбрали такой метод профилактики как танец или танцевальные движения. Танец в общем понятии выражает себя как вид искусства. Человек через движения тела показывает, свои эмоции, чувства, страсть, он переживает и рассказывает целую историю.

Существует очень много видов танца, как народный танец, балет, спортивные, современные танцы и т.д . Известно, что дети любого возраста любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою потребность в движении. А с помощью каких-то определенных танцевальных движений они раскрывают свои чувства, настроение, свое внутреннее состояние. Иными словами, искусство танца – это синтез эстетического, эмоционального и физического развития. Мы рассмотрели психолого-педагогическую и социально-философскую литературы по проблеме влияния танцевального искусства на детей с отклоняющим поведением. Дети с девиацией могут расценивать реальность как негативное явление, проявляет неспособность адаптироваться к действительности, не принимать требования общества, быть замкнутыми, агрессивными и т.п.

Мы взяли такую основную проблему, как ребенку с девиантным поведением сложно контролировать себя, находиться в обществе, правильно общаться со сверстниками и взрослыми. Одним из методов устранения таких проблем будет танец. Взгляды представителей зарубежных и отечественных педагогов и психологов все также подтверждают, что искусство является средством коррекции психических процессов у детей. Ж. Демор, О. Декроли зарубежные педагоги и Л. С. Выготский, А.И. Граборов отечественные психологи также отмечают использование искусства как важную роль в воспитании и обучении детей с девиантным поведением. Нами был сделан психолого-педагогический анализ и обобщение опыта психологов и педагогов РФ и РС (Я) по использованию танцевального искусства в работе с детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Например, в РС (Я) с малых лет приобщают детей к якутскому танцевальному искусству. В своей работе Иванова Е. Т. рассмотрела влияние якутского народного танца на детей. Оно дает детям узнать с помощью якутского танца свой народ, обычай, влиться в общество со своим народом, чувствовать себя нужным в обществе человеком, а также раскрепощаться, выражать свои эмоции, стимулировать их работу в коллективе. Также якутские народные танцы выполняют воспитательную и познавательную роль. В связи с этим можно сказать, что народные танцы являются отличным способом профилактики детей с девиантным поведением.

Российские психологи Бебик М.А. и Кокурина И.Т. предложили, что в процессе танцевальной двигательной терапии происходит повышения степени самопринятия и чувства самоценности. У людей, занимающихся в группе танцевальной терапии, было обнаружено, что они стали выше оценивать уровень своего здоровья, отмечали исчезновение внутренней напряженности. Все это было подтверждено экспериментально по методике исследования Пантилеева С.Р. Как отмечает Луговая Е. К., кандидат философских наук из Санкт-Петербурга, танцевальная психотерапия ликвидирует мышечные зажимы экспрессивных движений и воздействует на мышечный панцирь. По ее мнению танец позволяет выразить такие понятия как «добро», «зло», «счастье», «любовь» . Ренёва И.С., директор детского сада «Ручеек» из Республики Тыва разработала программу «Коррекционно-профилактический танец «Фитнес-Данс». Задачей данной программы является профилактика и коррекция детей с девиантным поведением. Программа включала в себя 3 этапа: вводная часть (функциональная подготовка организма к нагрузкам), основная часть (разучиваются специальные коррекционные упражнения), заключительная часть (восстановления сил организма после физической нагрузки). Использование коррекционно-профилактического танца «Фитнес-Данс» позволило обеспечить профилактический эффект, поддержание у детей бодрого жизнерадостного настроения, приобщение их к здоровому образу жизни. Коррекционно – профилактический танец «Фитнес-Данс является одним из факторов, способствующих поддержанию психофизического благополучия . В своей научной работе О. В. Вильхова доказала, что народные танцы влияют на развитие детей их психомоторных способностей и творческих развитий.

Основные цели танца: 1. Улучшить восприимчивость, понимание, способность к оценке других; 2. Уметь понять и выражать себя; 3. Обогащать познание и улучшение образовательного процесса как традиционными, так и экспериментальными способами; 4. Развивать самоуверенность и самоуважение благодаря своей побудительности; 5. Сформировать навык правильного общественного поведения; 6. Обучить ребенка контролю над эмоциональным поведением; 7. Улучшить тонус тела, гибкость, кровообращение. Вильгельм Райх, основоположник телесно-ориентированной психотерапии, утверждал, что все стрессы и психологические травмы непременно сказываются на человеческом организме. Под их воздействием в теле образуются мышечные зажимы, что в дальнейшем приводит к развитию различных патологий (остеохондроз, кожные высыпания и т.д.).

Танцевальная деятельность не только способствует избавлению от этих «блоков», но и повышает стрессоустойчивость, обеспечивая формирование здоровой психики. Николаев Е.В., кандидат педагогических наук, доцент СВФУ, г. Якутск, в своей монографии «Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства» отмечает, что «танцевальное искусство закладывают основу, на которой в дальнейшем строится «здание» нравственных и эстетических ценностей личности». В танце ребенок воплощает переживания, надежды, эмоции, страхи. Все это происходит на бессознательном уровне, ребенку с девиантным поведением это будет отличным способом открыть для себя что-то новое. В каждом ребенке есть потенциал, который он может открыть и реализовать для дальнейшего его развития. Только так развитие ребенка начнет прогрессировать быстро и качественно. Если способствовать у ребенка выражать самопознание и самовыражение в танце, то он будет самосовершенствоваться – это путь обучения, творчества и решения жизненных задач для достижения гармонии между разумом и чувствами. Дети с девиантным поведением, занимаясь танцами, как мы уже говорили, изменятся в лучшую сторону: снизятся уровень девиации, напряженность и тревожность, а также агрессивность. Все что ребенок узнает и научится в танцевальном искусстве, помогут им в преодолении разных жизненных ситуаций. Этот опыт будет также влиять на психику ребенка, и она становится более уравновешенной. Занятия танцевальной деятельностью способны повысить привыкания к новым условиям внешней среды, за счет освобождения психики от лишних отрицательных переживаний.

Таким образом, занятие танцами оказывают разностороннее влияние на детей с девиантным поведением, способствуя воспитанию гармонично развитой личности. Взгляды педагогов и психологов России и РС (Я) показывают, что танцы отлично влияют на положительное развитие детей и на то, что танцевальное искусство является одним из методов профилактики детей с девиантным поведением. Танец это не просто заученные движения, это живой механизм, в жизни которого все взаимосвязано, где одно движение вытекает из другого и порождает еще другое движение. На наш взгляд, танец станет для детей отличным путем к преодолению многих проблем, будь то застенчивость, замкнутость, отторжение от среды и т.д. Дети, занимающиеся, танцами легче налаживают контакт со сверстниками, быстро адаптируются к внешней среде, нравственно и эстетически развиты. Нравственно-эстетическое воспитания средствами танцевального искусства выявляет эмоциональную развитость, сочувствия, отзывчивость, устойчивость нравственно-эстетических принципов, готовности к саморегуляции. Занятие танцами должны помогать детям с девиантным поведением, справляться с проблемами, вызывающие у него негативные эмоции, где он не в силах формулировать и дать выход творческой энергии, а не просто научить детей как правильно танцевать. Танцевальное искусство выступает как средство, помогающее лучше понять самого себя. 

(с) Ю. И. Колесова, Е. В. Николаев

Приходите к нам!
Мы ждем вас!
Информационный интернет-портал DANCE MAGIC