Главная
/
Статьи
/
Возможно ли танцевать при торсионной дистонии?

Возможно ли танцевать при торсионной дистонии?

Во все времена перед обществом стояла проблема социализации людей с ОВЗ. В наше время инклюзия к счастью стала нормой жизни, и одним из перспективных способов интеграции людей с особенностями в общество являются социальные танцы. Однако основная проблема заключается в том, что таких людей не так много, и педагоги, не имея достаточного опыта, зачастую боятся работать с особенными учениками. Но встречаются и те, кто готов делится своими наработками и результатами.

Мы надеемся, что эта статья будет полезна и внесет свой вклад в развитие инклюзии при помощи обучения танцам.

О диагнозе:

Торсионная дистония — прогрессирующее неврологическое заболевание, основным синдромом которого выступают неконтролируемые сокращения различных мышечных групп.

Спецификой данного заболевания является изменение интенсивности непроизвольных движений в соответствии с активностью, положением тела и  эмоциональным состоянием пациента. Во время сна наблюдается исчезновение всех патологических проявлений. Пациенты могут адаптироваться к возникшим двигательным расстройствам, сохранять способность к самообслуживанию и производить сложные двигательные акты (например, танцевать).

Частые сокращения мышц могут вызывать развитие их гипертрофии, укорочение мышц и уменьшение их способности к растяжению. Длительное вынужденное положение приводит к различным проблемам со здоровьем.

На данный момент традиционный метод лечения заключается в применении препаратов, уменьшающих интенсивность патологических движений. В наиболее тяжелых случаях производится хирургическое вмешательство. Установка электростимулятора головного мозга в области бледного шара позволяет скорректировать, а в некоторых случаях и полностью устранить влияние неверных сигналов мозга, подаваемых на мышцы.

Проблемы, которые удалось устранить в ходе работы:

Основные задачи, которые необходимо было решить ходе работы над движением и обучения танцам удалось:

  • выработать правильную постановку тела путем восстановления симметрии мышечных тонусов,
  • улучшить работу мышц,
  • увеличить способность тела противостоять непроизвольным сокращениям мышц,
  • скорректировать траектории движений,
  • повысить уверенность исполнения двигательных актов,
  • “примерить” тело с новыми реалиями.

Надо отметить, что для достижения этих целей немаловажно желание и возможность обучающегося изучать себя и искать решение двигательных задач.

Специфика подачи материала и способы взаимодействия педагога и ученика:

Обучение танцам, как и любой другой двигательной деятельности, людей с нарушением работы опорно-двигательного аппарата - это обоюдная работа преподавателя и ученика. Без должных усилий и желания обучаемого сложно достичь должного результата. Немаловажно и доверие к педагогу, ведь именно психологические факторы, такие как комфорт и уверенность в своих силах, позволяют наладить плодотворную работу. Если обучение ведется в коллективе, то его влияние также является важным фактором.  Принятие человека с диагнозом на равных правах с равными требованиями позволяет снять стрессовый фактор "я не такой", и уже не тратить время и силы на  излишнюю рефлексию.

Проблема заключается в том, что в данном случае представление о собственном теле у ученика часто не соответствует реальности. За время длительного нахождения тела в патологических позах возникают определенные паттерны движения, которые позволяют телу адаптироваться к неверным движениям и сделать их более удобными для выполнения в повседневной жизни. Постепенно мозг перестает воспринимать их как что-то противоречащее привычным паттернам и начинает считать их нормальными и единственно возможными. С течением времени для сохранения психики представление о своем теле “выравнивается”, а положение тела в пространстве начинает восприниматься нормой и подгоняется под представление о теле до момента заболевания.

Поэтому первостепенной задачей является налаживание реального восприятия учеником своего тела, а для ее решения, как преподаватель, так и ученик, должны обладать определенными навыками. В первую очередь ученик должен изучить свое тело, научиться хорошо чувствовать все мышцы. Здесь надо отметить, что никто, кроме самого ученика, не может точно сказать, что происходит с его телом, поэтому так важно тесное взаимодействие между преподавателем и учеником. Даже если преподаватель хорошо знает, как работает тело, никак не обойтись без “сверки” ощущений. В этом может помочь работа с анатомическим атласом и любыми другими вспомогательными материалами. Преподаватель, в свою очередь, должен понимать принципы движения, уметь видеть неправильные движения и знать способы их коррекции.

Этапы работы:

  1. Построение “карты” тела, нахождение перетяжек и способы их устранения.

Сначала необходимо выявить те группы мышц, которые препятствуют правильному движению, и постараться максимально привести все тонусы к симметрии. Здесь в ход упражнения на растяжку и закачку мышц.

  1. Анализ и коррекция движений.

Сначала необходимо найти те триггеры, которые мешают телу ученика правильно выполнять поставленные задачи. Здесь работа происходит в два этапа. Социальные танцы, как и любые другие, основаны на определенных паттернах движения. Первым этапом является подстройка движения под тело ученика. На втором этапе тело ученика подстраивается под правильное движение путем разработки мышц и стабилизации мышечных тонусов. Это длительный и зачастую сложный процесс, однако он позволяет визуально приблизить движение к идеальному.

Контроль:

  1. Преподаватель контролирует движения ученика и дает обратную связь.
  2. Ученик сверяет свое чувствование движения с помощью средств обратной связи и визуального контроля (в зеркало и при просмотре видеозаписей).

Упражнения и попутные тренировки (как подобрать)

Корректирующие упражнения подбираются, исходя из построенной карты тела. Главное действовать постепенно. На мышцы, находящиеся долгое время в гипертонусе, нельзя давать большую нагрузку. Сначала их надо расслабить и растянуть. Неработающие мышцы надо заставить работать.

Сложной задачей для педагога может  стать подбор  и коррекция  физических  нагрузок, она  напрямую зависит от  свойств психики и психологической устойчивости обеих сторон. Нельзя передавливать, но чрезмерная бережливость  тоже не  приведет к  успеху.

На этапе упражнений важно  работать  с  физически не затратными упражнениями на  координацию, тем самым  выявляя “ фронт работ”.
Небольшие и плавные траектории для исполнителя сложнее, но  проявив выдержку можно  добится  прекрасного  результата. Действия  через “не  могу“ не  только изнашивают психику но и  затормаживают процесс обучения.

Большего  результата  можно  достичь  если  все наработанные паттерны и траектории  на тренировки используются  в повседневной жизни или какой то  деятельности, в нашем случае танцевание не только  в зале но  и на  вечеринках  и  выступлениях.

Психологические факторы:

Специфика данного заболевания предполагает сильное влияние психологического состояния на интенсивность патологических движений. Задачей ученика является работать над этим аспектом самостоятельно. Медитативные практики и другие способы расслабления позволяют ученику улучшить состояние психики и контроль над своим телом. Необходимо работать и над уверенностью в себе, ведь социальные танцы предполагают танцевание на публике. Уверенность в своих силах также помогает ученику переживать временные неудачи и продолжать совершенствоваться.

Несмотря на все трудности обучения людей с ОВЗ при большом количестве устоявшихся неправильных паттернов движения и неверном представлении о своем теле, все затраченные усилия с лихвой компенсируются радостью от достижения результата и пусть даже небольших, но побед.

Данный материал подготовлен Бармушкиной Алёной по результатам работы с Алексеем Алексенцевым, руководителем и ведущим преподавателем школы танцев “Своя Школа”.

Школа танцев “Своя Школа”

+7 (925)  510-88-15

svoyashkola.ru

vk.com/svoyashkola

facebook.com/svoiashkola

instagram: @svoyashkola

Приходите к нам!
Мы ждем вас!
Информационный интернет-портал DANCE MAGIC